Николаев Владимир (tri_tire_tochka) wrote,
Николаев Владимир
tri_tire_tochka

Моя первая шоссейка - путевые заметки


Вступление
Разгоняя свой багги EB-4 G3 в масштабе 1/8 до скоростей под 100км/ч, регулярно паля регуляторы скорости и разрывая резину, я решил, что мой бюджет для таких развлечений ещё не готов. Задумался попробовать что-нибудь поменьше, в масштабе 1/10. Тут и запчасти дешевле и таскать машинку легче и места меньше занимает...в общем всё куда скромнее. Не то что бы я был заправским автомоделистом, просто люблю погонять в свободное время. И вот, в Новый Год, я решил сделать себе подарок и купил самую простую и дешёвую машинку из имевшихся в наличии. Ей оказалась шоссейная, заднеприводная, ременная модель с коллекторным мотором TS2e производства компании Thunder Tiger.


Несмотря на дешевизну, машинка мне внешне очень понравилась. Гоночный кузов без наворотов и претензии на копирование настоящих машин, в купе с белыми колёсными дисками типа "диш" - создают вид настоящего кастомного раллийного болида. К тому же задний привод привлёк своей необычностью - всё-таки сейчас все катаются на модельках с 4WD, а тут 2WD, да ещё и ремень вместо валов. В общем - понравилась.

Комплект поставки

Первое знакомство
В коробке живёт сама модель, 2х-канальный радиопередатчик, наборчик ключей с антенной трубкой и проставками амортизаторов, руководства пользователя к модели и компонентам. Батареи и зарядки нет и не надо - у меня кое-что осталось. Достал модель, осмотрел кузов - без изъянов и все вырезы сделаны ровно. Снимаем кузов.

Под кузовом

Разборка
Первым делом пошла разборка модели (надо же узнать как она устроена). Открываем схемку и поехали. Сразу обнаружился первый приятный сюрприз; для снятия заднего моста, нужно просто выкрутить 6 винтов и весь мост снимается одним блоком. Очень просто! Да и в остальных элементах сложностей не обнаружилось, ибо в TS2e практически нет деталей, особенно если сравнивать с моим прежним здоровущем багги.

Вторым сюрпризом было то, что на машинке отсутствовали какие-либо регулируемые тяги. Рулевая, развал и т.д. - ничего не регулируется. Всё стоит ровно и параллельно. Вообще надо заметить, что эта моделька просто создана для переделок и модернизаций, как будто перед тобой стоит учебный комплект. Мне такое подходило, так как этот масштаб для меня новый.
Третий сюрприз - всего две шестерни во всей модели. Собственно ведущая и основная - 22 и 85 зубов соответственно. Прощайте валы и грязные дифференциалы. Нет, дифференциал тут тоже есть, но шариковый и простой как две копейки.
Ещё один приятный момент; большой диапазон поворота рулевых колёс. По показаниям передатчика - рулевая выдавала 135% хода, в следствии чего машинка разворачивается почти на месте.
Амортизаторы с маслом, жёсткие и нестандартной длинны. По крайней мере все виденные мной шоссейные пружины слишком коротки для этих амортизаторов.
Неполная разборка заняла неполные 5 минут. Всего-то делов - снять колёса и разобрать задний мост открутив основную шестерню и амортизаторы со стойкой. Осмотрел конструкцию привода. Шестерни передают вращение на дифференциал с помощью металлического вала, на котором стоит пластиковая шпулька. На шпульку и дифференциал надет ремень. Имеется ещё одна поджимная шпулька, регулирующая натяжение ремня. Тут изначально имеются подшипники, что приятно. Собственно всё. Ни тебе сложных комбинаций шестерёнок, каленных соединений и хитрых схем. Просто и надёжно.
Мотор крепится на двух винтах, металлическая моторама прямо перед глазами, к ней не надо подлезать хитрыми гнутыми отвёртками - раз и затянул винт, опять же просто.

После осмотра сразу же занялся переделкой - медные втулки колёс и дифференциала сменились подшипниками, а пластиковые хабы и крепёжные винты колёс стали металлическими. Коллекторная система сдала свой пост бесколлекторной. Если честно, то не могу ничего сказать про родную радиоаппаратуру, поскольку я её даже ни разу не включил. Она сразу же сменилась на привычный мне DSM.

Бортовой батареей стала имевшаяся у меня липошка SanYan на 5200мАч. Как показала практика, такой ёмкости батареи хватает на 30/40 минут непрерывной езды на всех парах.
Далее постепенно, в ходе обкатки и по мере необходимости, моделька обросла регулируемыми тягами, подшипниками рулевого блока, водонепроницаемой сервой и "торпедой" под установку доп.компонентов. В целом - большой простор для наворотов по желанию пользователя.

Установка подшипников в задний мост/бортовой аккумулятор

Обкатка
После такой базовой переделки и соответствующих настроек, пришло время обкатать машинку. С бесколлекторной системой моя тээска стала бегать куда как резвее. Конечно, до скоростей полногприводных гоночных автомоделей слегка не дотягивает, а вот со стоковыми полноприводными машинками, моя тээска держится на одном уровне. Если поиграться с диаметром колёс и передаточным соотношением шестерней, то можно добиться куда лучших результатов. Скажу так: в вопросах скорости есть много пространства для манёвров.
Первые неприятности, которые обычно бывают, не заставили себя долго ждать. В ходе бесстрашной лобовой атаки первого попавшегося бордюра, один из двух винтов крепления бампера, был выбит вместе с меленьким кусочком шасси. Справедливости ради надо сказать, что удар был довольно сильным, но ё-моё, всего два винта! Машинка осталась цела и на ходу, но после этого случая, все пробные заезды я проводил со снятым бампером и подобные инциденты больше не повторялись. Шасси я, со временем, конечно же заменил.

Процесс обкатки

Управление
Стало понятно, что управлять заднеприводной моделью - дело непростое. Я и полноприводную-то водил с горем пополам, а тут вообще тёмный лес. Собственно бампер я разбил из-за того, что не справился с управлением. Тем кто не верит на слово - рекомендую попробовать поводить 2WD самим - необычные ощущения. Особенно необычны они на мокром асфальте - модель вообще не слушается привычных движений рулевого колеса. Впрочем, это не смущает, а наоборот - побуждает научиться грамотно рулить машинкой. Если можешь на 2WD, то и на 4WD всяко освоишься.
В ходе тренировочных заездов с разметкой и импровизированными конусами, появилось стойкое ощущение газа. Работать газом надо более осмысленно и чувствовать тот момент, когда надо сбросить - иначе неконтролируемый занос, или падение с пандуса (которое кстати, если сделать всё канонично, ведёт к неминуемой поломке поворотного блока переднего колеса).
Тренироваться лучше на малой скорости. Покрутив настройки передатчика, уменьшил амплитуду хода газа в два раза и потихоньку-полегоньку поехал по линиям, объезжая кирпичи и люки. В общем - занятие довольно кропотливое - сложно, но можно.

Опыты с гироскопами
Тренировки тренировками, а гонять-то хочется сейчас, а не когда научишься! Поэтому я решил схитрить и поставить гироскоп на рулевые колёса. Гироскоп - это ваш верный помощник. Его действие особенно хорошо заметно на заднеприводной модели. Он прощает ошибки управления, обеспечивает быстрый и чёткий старт/прямой без заносов тормоз, да и в целом даёт ощущение полноприводной модели. Я пробовал два гироскопа - дрифтовый и вертолётный производства ACE RC. Оба работают как надо, но со своими, не всегда ясными пользователю, нюансами.

Дрифтовый и вертолётные гироскопы

При слишком большой чувствительности машинка поедет "рыбкой", что изначально и получилось. Снизив чувствительность до 70/80 процентов, я добился оптимального результата. Правда до этого прошла неделя, пока я не разобрался с гироскопом. Дело вот в чём:
Для установки чувствительности дрифт-гироскопа TG6200D есть два способа. Либо настройкой амплитуды хода доп.канала в моём передатчике, либо потенциометром "gain" на самом гироскопе. Только в случае с потенциометром разъём доп.канала не надо подключать в приёмник, иначе гироскоп автоматически передаст управление настройками передатчику и потенциометр станет бесполезным. Первый вариант мне нравится больше, поскольку позволяет не только включать и выключать гироскоп по желанию, но и задать два значения чувствительности; например 80 и 50 процентов. Теперь одним щелчком тумблера доп.канала, можно менять чувствительность гироскопа прямо во время движения.

Настройки гироскопа с передатчика

Вертолётный тоже годится и работает так же, с той лишь разницей, что во-первых: берёт на себя настройки диапазона хода рулевых колёс. Во-вторых имеет два режима работы. В режиме курсовой стабилизации гироскоп действует слегка иначе, так что надо быть внимательнее и калибровать гироскоп на ровной плоскости.
Оба гироскопа имеют диодную индикацию, которая в общем-то бесполезна, так как всё равно сквозь кузов ничего не видно.
Можно поэкспериментировать с различными серво и длинной качалок. Вертолётный TG7000 позволяет работать с серво дискретностью в 760us. Это быстрые серво и кому-то такие опыты могут поспособствовать.

Надёжность
Оказалось, что вопреки сложившемуся у меня мнению, ходовая часть ременной машинки очень живучая. Сейчас уже апрель на дворе, а я так ещё, с Нового Года ни разу и не менял ни ремень, ни шестерни. Кроме рулевых блоков и отколотого шасси, которые были сломаны по неосторожности, ничего не подводило и не вылетало. И это гоняя ни по треку и ковру, а по асфальту, где мельчайшие камешки на скорости влетают во все компоненты, а поверхность как наждак стирает протектор. Кстати о протекторе - комплектные колёса оказались намного более живучими, чем установленные мной гравийные шины - что даже как-то странно.
Мелкая асфальтовая пыль указала на один мой недогляд - бортовая батарея прилегает вплотную к корпусу и асфальтовая пыль, как абразив, точит шасси и корпус батареи при её извлечении. Поэтому, перед тем как извлекать батарею, сперва тщательно очищаем её от пыли, дабы не царапать поверхности.
Ни один колёсный вал не срезало, как это частенько у меня бывало ранее. Оно конечно понятно, что под колёсами теперь асфальт, а не грунтовое бездорожье, однако живучесть элементов этой маленькой машинки приятно радует. Одно из главных достоинств - дешёвые запчасти. Короче - окей-кар!

Уход и обслуживание
Несколько слов по электронной начинке. Имею привычку герметить всю электронику в машинке (кроме гироскопа). Корпуса приёмника и регулятора аккуратно снимаются и платы проливаются силиконом с помощью термопистолета. Не то чтобы это было сильно нужно на шоссейках, но для быстрого мытья машины - очень полезно. Если нет опыта герметизации, лучше попросить знакомого "смехотехника".

Герметизация приёмника

После такой процедуры можно смело окатывать модель из душа, не боясь окисления плат и всяких других неприятностей. После мойки необходимо смазать подшипники и все детали склонные к окислению.
Лучше всего закрепить всю электронику и проводку на "торпеде". Теперь перед тем как мыть и чистить модель - я выкручиваю несколько винтов и снимаю торпеду со всей электроникой в один подход. Всё чищу отдельно. Так гораздо чище и быстрее.
Если позволите, вот ещё один совет; Винты и резьбовые соединения - ещё один коварный элемент. Если их не трогать продолжительное время, они могут приржаветь к металлическим деталям. Чтобы не пришлось потом высверливать обломанные винты из мотора - регулярно выкручивайте их и осматривайте на предмет износа.

Разборка/Электроника/Чистка и сушка/общий вид модели

Заключение
Приобретением я доволен! Простая и надёжная машинка, которая доставляет много удовольствия. Да, были поломки и трудности с управлением - тут скрывать нечего. Однако во-первых; их было куда меньше, чем ожидалось, а во-вторых; их просто не может не быть. В общем и целом менять модельку пока не собираюсь, не наигрался ещё. В планах освоение премудростей гоночной трассы и дальнейшее развитие навыков управления. К слову, у TS2e есть старшая сестра TS4e - полноприводная ременная модель с б/к системой. Внешне такая же, только 4WD и более навороченная. Возможно тем, кого смущает задний привод, будет интересно посмотреть.


Tags: Р/У техника, модельное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments